ГлавнаяФорумыЧАТRAP / Hip-Hop / R'n'B

как написать рэпчик

паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:41]
Любой рэп текст в общем виде состоит из 2-х «компонентов» (составляющих): СМЫСЛ и РИФМЫ. От того, как вы поработаете над каждым из этих компонентов и будет зависеть конечный результат, а именно то, как ваш рэпчик будет восприниматься слушателями, понравится он им или нет.
Чтобы текст получился хорошим нельзя делать упор на каком-то одном компоненте, полностью забыв про второй. Будете ли вы слушать песню, текст которой состоит из зарифмованных, но совершенно не связанных по смыслу слов и фраз? Думаю вряд ли. Так же как не будете слушать положенные на бит мудрые и глубокие изречения, начисто лишенные рифм!
Но далеко не все успещные русскоязычные рэперы способны так складно и осмысленно рифмовать, как это делает Гуф. Взять того же Карандаша, который использует простейший метод стихосложения (об этом будет написано ниже), рифмы в его текстах просты и предсказуемы. Типа: “погода - природа, “упал - напал, “любовь - морковь и т.п. Несмотря на это, нельзя сказать, что Карандаш пишет плохие текста. Просто он делает упор не на рифмы, а на СМЫСЛ, подкупая слушателя интересными сюжетами и хорошей подачей (техникой читки).

По такому же принципу пишут текста Птаха (Зануда), 9 грамм, Ант (25/17), Витя АК, Noize MC, Витек (Def Joint) и др. (преобладающее большинство наших рэперов)

Построение (структура) текста

Куплет в рэпе состоит из четного количества строк. Как правило, в стандартном куплете их не менее 16 (но может быть и больше). Писать куплет удобней всего в виде четверостиший, чаще называемых квадратами. Таким образом, стандартный куплет в 16 строк состоит из 4-х квадратов (четверостиший).

Что касаемо припева - тут каких-либо жестких правил нет, т.к. он в большой степени «завязан» на минусе. Он может состоять хоть из одного слова, а может и вовсе отсутствовать. Однако в большинстве случаев, если припев есть, то состоит он либо из 4-х, либо из 8-ми строк.

Схемы рифмовок

Схема рифмовки это порядок расположения рифм в тексте.

Основные схемы рифмовок в рэпе:

(1) Смежная - «ААBB»

Самая простая схема: рифмуются последние слова двух соседних строк. Им пользуются все рэперы без исключения (некоторые пользуются только им).

Пробую на зуб каждый день, каждый (момент) (А)
Не смотря на то, что мир прочнее, верю в (хэппи-энд) (А)
Верю в то, что добро является высшей (силой) (В)
Верю, что когда умру, не зарастет травой (могила.) (В)

(Ант)

(2) Перекрестная - «АBАB»
Использование перекрестных рифм улучшает восприятие текста (читки), делает его ярче и ритмичнее.

Чики-пау, мне не нужна расческа
Щетина, короткая прическа

(Jamal, Триагрутрика)

(3) Холостая - «АВСВ»
Первый и третий стих - не рифмуются. Частный случай перекрестной схемы.

Вытер с лица слезы (А)
Рукой насухо (В)
Подошел, окликнул (С)
На тебе, на [censored] (В)

(Нигатив)

(4) Кольцевая - «АBBА»

Эта схема рифмовки является более сложной по сравнению с двумя предыдущими, вследствие чего рэперы применяют ее крайне редко. А зря. Ведь использование кольцевой схемы придает тексту особую выразительность, подчеркивая при этом высокий уровень мастерства исполнителя (МС).

Клин надо вышибать клином… вендетта
Дело к рассвету, палец на курке карабина

(5) Сплетенная (смешанная)
Это самая сложная схема рифмовки, успешно реализовать которую могут только настоящие мастера, каких в отечественном рэпе можно пересчитать по пальцам. Такая схема может иметь множество форм и вариаций, рифмуемые пары могут повторяться в стихе по два или даже по три раза. Определенных правил здесь нет все на усмотрение автора.

Вот наглядный пример использования сплетенных рифм:

Вот со смугленькой Жанной Фриске
Я бы сожрал бы по кругленькой и догнался бы виски с колой,
И подошел бы к ней близко, к полуголой,
На маленькой яхте? В каком-нибудь море Карибском...

(Guf Сплетни)

Схема рифмовки данного четверостишия выглядит следующим образом:

…рифма С… рифма А
…рифма С… рифма А… Рифма В
…рифма А… рифма В
…рифма А

Как видите, четкой последовательности нет, но, согласитесь, звучат такие рифмы круто.
Текста, наполненные грамотными сплетенными рифмами, обладают каким-то магическим действием и надолго запоминаются слушателем.

Вот в принципе и все! Надеюсь данная статья поможет вам сделать старт в практике стихосложения и освоении мастерства МС.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:43]
Второй урок написан для тех, у кого возникли трудности с выбором темы для написания очередного текста (или куплета).

Часто ведь бывает так, что натыкаешься на охрененный минус, который как будто создан специально для тебя, а мозг, как на зло, в этот момент не может выдать ни одной достойной строчки.

Для тех, кто столкнулся с такой проблемой и написана данная статья, где я попытался привести список наиболее употребляемых в рэп текстах тем.

1-я тема: стеб в стиле «Я крутой, а ты - чмо»

Это основная тема, используемая рэперами в так называемых «батловых» речитативах (в словесных поединках двух МС). Никакой смысловой нагрузки. Главная цель – это стеб оппонента с помощью остроумно зарифмованных фраз.
С этого начинали свой путь многие известные рэперы, такие как Noize MC, St1m и др.

Данная тема может использоваться не только в батловых треках. Довольно часто «остроумный стеб» ложится в основу текстов уже полностью состоявшихся рэп-исполнителей. Ярким примером тому является Ноггано (Баста) и АК-47. Ведь опытному МС, имеющего в багаже огромный запас звучных рифм, эта тема позволяет действительно широко развернуться.

п р и м е р :
Запомни я проворнее разрывной пули в патроне
Тебе от катастрофы не спасет даже парктроник
Ты в метро на перроне слетишь под колеса вагона
Я на голых руках один готов против кодла… (Ноггано)

2-я тема: улица (как среда обитания)

Изначально рэп – это музыка улиц, дворовые сюжеты и зарисовки, рассказанные ее обитателями. Так уж повелось, что основной акцент в текстах рэперов делается именно на негативной стороне уличной жизни.

Здесь можно описать окружающую обстановку, рассказать о том, как нелегка жизнь на окраине в спальном райончике, поведать о трудностях, которые приходится преодолевать простому дворовому пацанчику: отсутствие денег и перспектив, опасные дворовые расклады, проблемы с копами и т.д.

Не обязательно настроение текста про улицу должно быть грустным и серьезным. Можно сделать прикольный легкий тречок, с юмором описав будни и быт рэпера-бездельника. Типа «вокруг все плохо, но у тебя нет никаких проблем, тебя ничто не парит».

п р и м е р :
Это об улицах, где до сих пор нет асфальта,
О пацанах с района, живущих фартом,
Это о ненависти к серой форме и кокардам,
Это о тех, для кого нет пути обратно … (Витек)

3-я тема: наркотики

Неотъемлемой и наверно самой трагичной стороной уличной жизни во все времена были и остаются наркотики. Именно поэтому данная тема занимает особое место в текстах рэперов.

К этой вечно актуально проблеме так или иначе, обращаются абсолютно все рэперы. Кто-то меньше, кто-то больше. Одни высказывают в текстах ярое недовольство, другие, напротив, охотно делятся собственным опытом в части употребления или торговли. Большая половина рэперов в принципе культивируют в своих песнях курение ганжи и искренне считают, что их рэп не имеет ничего общего с темой наркотиков.

Для определенной категории рэп-исполнителей «драгсы» становятся ключевой темой отдельного творческого периода или всего творчества в целом. Яркий пример: Кровосток, Гуф, Баста (Ноггано), Красное дерево и др.

На мой взгляд читать о подобных вещах стоит только, если ты действительно что-то знаешь об этом, в противном случае – звучит это очень коряво.

4-я тема: криминал (gangsta)

В нашей стране люди всегда с особым интересом относились ко всему, что связано с криминалом и преступным миром. Именно поэтому рэпчик в стиле «gangsta» имеет особый успех среди отечественного слушателя. Его популярность сродни популярности шансону: блатная воровская романтика

«Стволы», «заточки», «ссученные мусора», «разборки», «кидалово» и т.д. и т.п. Такие текста должны быть максимально жесткими, наличие ненормативной лексики – приветствуется. Одна из оптимальных форм для текстов данной тематики – это история или повествование, желательно с трагичным концом.

Те, кто думают, что писать текста про криминал просто – ошибаются. Одного мата и жесткаря здесь недостаточно. Перед тем, как садиться «за перо» рекомендую провести небольшую подготовительную работу, а именно – пополнить свой лексикон достаточным количеством эффектных и красивых фраз в рамках данной тематики (лучше всего – составить список фраз).

п р и м е р :
Отпиздил участкового пьяный
Переехал к тёлке в Курьяново
Стали потрошить кооператоров
С друзьями на рижском убили цыганку так вышло
Оказался в федеральном взял первый мерин …(Кровосток)

Взяли малёха с этого пидора здоровьем
Тот, мол, отдам, не бейте, понял всё
Пацаны поднавалили на него проценты
Воскресенье, стрела в центре, этот с деньгами
Друг на другу, на встречу - передача
Ну удачно, нормально - лавешка в трёх пачках ...(Ноггано)

5-я тема: лирика

Лирика так или иначе встречается в творчестве каждого рэпера. Она может тесно переплетаться с любыми другими темами. Лирика может быть городской, любовной, философской и даже блатной. «Осень», «дождь», «добрая грусть» - и все в таком духе.

Дать какие-то рекомендации по написанию лиричных текстов я не могу, т.к. каждый понимает ее по-своему. В моем понимании рэп лирика не должна нести какую-то смысловую нагрузку. Главная цель - это передать определенное, как правило, тоскливое настроение.

п р и м е р :
Я жду когда смех станет теплее,
Когда глаза не будут врать нам,
Когда корабли поднимутся до морей,
Я жду когда мы будем больше знать.
Почему мне никто не дарит шанс,
Мое право, стать птицей ….(Krec)

6-я тема: любовь

К этой теме время от времени обращаются в своих текстах даже матерые ганстеры. Более я думаю пояснять ничего не нужно.

Лично мне не очень нравится рэп про любовь, особенно когда эта тема является в творчестве рэпера ключевой. Как мне кажется, идеальные текста о любви пишет Триада и Ассаи.

п р и м е р :
Ветер моей надежды не станет прежним,
Осколки чувств храню, твое имя бережно,
Твой закат прибрежный, твою нежность
Освободи меня, мне легче будет без тебя
Я не могу собирать тебя из капель дождя…(Ассаи)
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:45]
7-я тема: дружба

Тоже одна из самых распространенных тем. Как правило, текста про дружбу пишутся в виде истории по стандартному сценарию: «жили-были два друга не разлей вода, потом их развела судьба…» и все в таком духе.

8-я тема: «мой город»

«Мой город» - это одна из списка обязательных тем. По традиции рэпер просто обязан посвятить родному городу одну из своих песен.

Если сесть и хорошенько повспоминать можно убедиться, что абсолютно у каждого русскоязычного рэп исполнителя есть в архиве хотя бы одна песня, посвященная любимому городу: у Касты и Басты – про Ростов, у Гуфа – про Москву, у АК-47 – про г. Березовский, у ТГК – про Челябинск и т.д.

п р и м е р :
Очертания, пыль, скрытные здания
Как всегда современный, по античному надменный
Перекрёсток начал воровства
Он стоит у колыбели кавказского братства
Здесь, где звёзды видят мысли людей
Где неоновые лампы смотрят танцы теней
Напевая шорох мостов, обрывки снов
Свои тёмные воды катит Дон через годы …(Хамиль – Каста)

9-я тема: про родню и близких

Вспомним начало куплета Гуфа из песни «Original БА»:

По-моему у любого рэппера на одном из его дисков
Должен быть трек, посвященный одному из его близких…

И эти все сказано!

В заключении хочется отметить, что я ни в коем случае не призываю вас писать только о темах, приведенных в данной статье. Напротив, рекомендую экспериментировать с различными темами дабы выработать свой оригинальный фирменный стиль.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:47]
из самых распространенных тем. Как правило, текста про дружбу пишутся в виде истории по стандартному сценарию: «жили-были два друга не разлей вода, потом их развела судьба…» и все в таком духе.

8-я тема: «мой город»

«Мой город» - это одна из списка обязательных тем. По традиции рэпер просто обязан посвятить родному городу одну из своих песен.

Если сесть и хорошенько повспоминать можно убедиться, что абсолютно у каждого русскоязычного рэп исполнителя есть в архиве хотя бы одна песня, посвященная любимому городу: у Касты и Басты – про Ростов, у Гуфа – про Москву, у АК-47 – про г. Березовский, у ТГК – про Челябинск и т.д.

п р и м е р :
Очертания, пыль, скрытные здания
Как всегда современный, по античному надменный
Перекрёсток начал воровства
Он стоит у колыбели кавказского братства
Здесь, где звёзды видят мысли людей
Где неоновые лампы смотрят танцы теней
Напевая шорох мостов, обрывки снов
Свои тёмные воды катит Дон через годы …(Хамиль – Каста)

9-я тема: про родню и близких

Вспомним начало куплета Гуфа из песни «Original БА»:

По-моему у любого рэппера на одном из его дисков
Должен быть трек, посвященный одному из его близких…

И эти все сказано!

В заключении хочется отметить, что я ни в коем случае не призываю вас писать только о темах, приведенных в данной статье. Напротив, рекомендую экспериментировать с различными темами дабы выработать свой оригинальный фирменный стиль.необходимо, прежде всего, быть оригинальным, т.е. иметь свой неповторимый стиль. Каждый сумевший прославиться рэп-исполнитель имеет свою индивидуальную, годами отточенную, манеру исполнения и технику написания текстов. Но вместе с тем каждый состоявшийся рэпер (каким бы он не был оригинальным) пользуется вышеуказанными приемами.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:51]
Продолжаем осваивать «науку» написания хороших рэп текстов.
В данной статье я дам несколько полезных советов (приемов), следуя которым вы значительно повысите качество своего рэпа.

Совет 1-й: избегаем простые и «очевидные» рифмы

Напомню, что преследуемая нами цель - это не просто научиться писать рэп текста, а научиться писать ХОРОШИЕ текста. Что из себя должен представлять хороший текст я писал в первой статье.

Короче, когда вы рифмуете последние слова двух соседних строк старайтесь избегать «точные» рифмы, или хотя бы не ставьте их в каждой паре рифмуемых строк.

Примеры «точных» рифм:

- существительные: «боль – соль - роль», «ваза – маза», «любовь – кровь» и т.д.;
- глаголы: «украл – соврал», «купил – добил - любил», «ушел – нашел» и т.д.;
- прилагательные: «маленький – удаленький», «белый – умелый» и т.д.

Совет 2-й: используем метафоры

Метафоры являются одним из самых эффективных приемов в рэпе (как и в любом другом литературном жанре), овладев которым, вы на порядок повысите уровень своих текстов, сделаете их интересными и запоминающимися.

Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.

Вот пара примеров простых метафор:

Ты толстый, как слон …
Льет как из ведра …

А вот пара метафор из текстов рэперов:

И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)

Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)

Хорошие метафоры всегда оказывают сильнейшее влияние на слушателя. Придумать удачную метафору - значит подобрать интересный образ. Чем неожиданней развязка – тем лучше эффект!

Совет 3-й: «пишем рэп по слогам» (контролируем количество слогов)

Рэп – это не какое-то там словоблудие (как многие считают), а вполне определенный тип стихосложения - «акцентный стих», написание которого требует соблюдения некоторых правил, одним из которых является равенство слогов в строках текста.

Попробую объяснить, что это значит.

Речитатив должен звучать ровно и ритмично (желательно без длинных пауз между словами и строками), в соответствии с ритмом, который задает бит. Т.е. читка и бит (минус) неразрывно связаны друг с другом. Хип-хоп биты состоят из циклически повторяющейся последовательности ударов барабана (петлей), размер которых обычно составляет 4/4. С точки зрения музыки 4 удара – это 1 такт (bar). С точки зрения текста 4 удара – это 1 строка. Таким образом, стандартный куплет в 16 строчек имеет длину 16 тактов.

Настрой крепкий как костюм Тони Старка
Так-то, игра в 16 тактов только факты … (Ант)

Считается, что 1 строка рэп текста должна состоять из 10-16 слогов (в зависимости от скорости речитатива). Стремитесь к тому, чтобы количество слогов в 2-х рифмуемых строках было примерно одинаковым. Тогда читка будет звучать ровно и красиво. Если число слогов в строке будет больше или меньше - текст не “ляжет” на бит, следовательно вам придется либо ускорять произношение, либо замедлять, что в большинстве случаев звучит не очень красиво.

Обращаю ваше внимание, что это правило соблюдают все известные вам рэперы. Для того, чтобы вы в этом убедились – приведу наглядный пример. Рассмотрим четверостишие из известной всем песни Касты – «Сказка»:

В сером королевстве, во мраке и холоде
В надменном, сплетнями цветами городе
Погрязшем навеки в болезнях и голоде
Дрожащем свете молнии, ночного грома грохоте …

Согласитесь – звучит круто. Теперь давайте подсчитаем количество слогов в каждой строчке:

В се-ром ко-ро-левс-тве, во мра-ке и хо-ло-де - 14 слогов
В над-мен-ном, с-пле-тня-ми цве-та-ми го-ро-де – 14 слогов
По-гряз-шем на-ве-ки в бо-лез-нях и го-ло-де – 14 слогов
Дро-жа-щем све-те мол-нии, ноч-но-го гро-ма гро-хо-те – 15 слогов

Как видите, число слогов в рифмуемых строках примерно одинаковое. Как думаете – случайно ли это?

Совет 4-й: используем прием «Аллитерации»

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (определение Википедии).

На приеме «аллитерации» построено большинство русских поговорок, пословиц и скороговорок. Прием этот очень полюбился и рэперами. Многие маститые МС часто прибегают к его помощи.

Для того, чтобы реализовать в тексте прием аллитерации требуется потратить определенное количество времени, но результат этого стоит!

Примеры аллитерации:

Лет до ста расти нам без старости.
Год от года расти нашей бодрости.
Славьте, молот и стих, землю молодости … (В.В. Маяковский)

Вытер с лица слезы рукой насухо
Подошел, окликнул - на тебе, на [censored] …(Нигатив)

Совет 5-й: «игра слов»

Тоже весьма распространенный прием, используемый рэперами при написании текстов. Основан на выстраивании фраз из коротких (в 2-3 слога) созвучных слов. Образуемый в результате этого рифмованный массив звучит очень круто.

П р и м е р :
Вы ждали гоДЫ - мы раДЫ
Мы ряДОМ - три гАДА
Змей и три-АДА, так нАДО
Командуем парАДОм … (Триада и Змей)

Совет 6-й: не забываем о динамике

Этот совет относится не столько к написанию отдельного куплета, сколько ко всей песне в целом.

Что имеется в виду под словом «динамика»? На самом деле, это довольно сложное понятие, но я попытаюсь объяснить как можно проще, не прибегая к языку терминов.

В двух словах динамика – это развитие событий (сюжета), попеременная смена настроения песни (текста и музыки). Она необходима, чтобы ваш трек не воспринимался слушателем, как «однообразный, монотонный поток слов».

Добиться динамичного звучания можно несколькими способами:

- развитие сюжета в тексте;
- разделение куплетов и припева (как с помощью вокала, бэков, так с помощью музыки и различных эффектов);
- качественная, эмоциональная читка и т.д.

В заключении хочется отметить следующее: для того, чтобы добиться успеха в рэпе, как и в любом другом виде искусства,необходимо, прежде всего, быть оригинальным, т.е. иметь свой неповторимый стиль. Каждый сумевший прославиться рэп-исполнитель имеет свою индивидуальную, годами отточенную, манеру исполнения и технику написания текстов. Но вместе с тем каждый состоявшийся рэпер (каким бы он не был оригинальным) пользуется вышеуказанными приемами.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 13:53]
В 3-м уроке из серии статей по теме «как научиться писать рэп текста» я упомянул в двух словах о метафорах, как об одном из приемов, используемых рэперами при сочинении текстов. В данной статье мы поговорим о метафорах подробнее, т.к. они действительно заслуживают внимания.

Метафора является незаменимым средством выражения мыслей в прозе и поэзии. Невозможно представить ни одно художественное произведение, в котором не было бы метафор.

В рэпе, как и в любом другом словесном жанре, - так же никак без них не обойтись. Метафоры являются одним из самых эффективных приемов, овладев которым, вы на порядок повысите уровень своих текстов, сделаете их интересными и запоминающимися.

Метафора – это речевой оборот, основанный на подобии, сходстве или сравнении двух ситуаций или явлений. Или, другими словами, это сравнение «чего-то» с «чем-то» в переносном смысле. Метафоры позволяют с особой выразительностью описать человека, обстановку, ситуацию или какое-либо явление, и привлечь тем самым внимание слушателя. Без них рэп, как и любой другой стих, будет восприниматься как набор зарифмованных слов.

Метафоры бывают простыми и сложными. Естественно, чем сложнее – тем лучше.

Вот несколько примеров простых метафор:

- Надежный, как швейцарский банк …

- Легкий, как перышко …

- Толстый, как слон …

- Льет как из ведра …

- Простой, как пять копеек …

В рэпе простые метафоры обычно выглядят следующим образом: «я опасен как гангстер» или «мои рифмы режут как бритвы» - ну все в таком духе. Ничего плохого в таких простеньких сравнениях нет, но все же стремитесь, чтобы проводимая аналогия была не такой прямой и конкретной. Старайтесь выстраивать боле сложные и интересные метафоры, комбинируя их с другими приемами: внутренние рифмы, игра слов, аллитерация (см. урок 3).

Например, попробуем усложнить (усовершенствовать) простую и заезженную метафору:

- я опасен как гангстер

Я бы сделал это как-то так (первое, что пришло на ум):

- я опасен Вася как филадельфийский гангстер

Ну а что можно сделать со второй не менее заезженной метафорой:

- мои рифмы режут как бритвы

Опять же, первое, что пришло на ум:

- мои рифмы остры будто мачете и топоры

Конечно, я привел не самые лучшие примеры, но основной принцип, думаю, вам понятен.
Для того, чтобы закрепить материал привожу примеры хороших метафор из текстов некоторых русских рэперов:

И сколько стоит доза радости, если печаль не стоит ничего … (Смоки Мо – Антон)

Как плот, по реке луна плывёт … (Триада – Белый танец)

Прошлое не отрезать, как собаке хвост
Оно стучится в сердце, как нежданный гость … (Бледный – Плюшевая)

Капли по стеклу как пальцы старого тапёра … (Ант – Жду чуда)

Сугробы как вата, границы как пустые кратеры … (Slim – Пазл)

Алё, мурка я как Маугли в этих каменных джунглях … (Триагрутрика – Осень весной)

Как трудно дышать когда вместо легких жабры … (Баста – Один)

Наша жизнь как клавиши старого рояля
Черные белые живём играя … (Баста – Старый пианист)

А нормальные два ствола бьют как в колокола,
Мука белее молока уходит как с молотка … (Словетский – Бег)

И до ушей улыбка, мы едем тихо, как улитка,
Улик не видно ... (Константа – Каждую зиму)

В брутале всё на самом деле, всё как в страшном кошмаре … (Принцип – Темп московский)

Помните, что хорошие метафоры всегда оказывают сильнейшее влияние на слушателя (в хорошем смысле). Придумать удачную метафору - значит подобрать интересный образ. Чем неожиданней развязка – тем лучше эффект.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 14:01]
Предисловие.

Не смотря на то, что рэп гоним многими людьми по разным причинам, и что еще обиднее высмеивается в ежедневной жизни. Теперь навязанный стереотип рэппера это человек с одеждой больше его самого на несколько размеров, с цепями на груди и всегда тупой до безумия. Конечно, это в основном так и бывает(цепи, широкие штаны), только про тупых как-то задевает самооценку. Мое мнение всегда было только в том, что именно в рэпперах сейчас все современные Пушкины. Где кроме как не в рэпе самые красивые стихи и мысли. Даже если расшифровать само понятие RAP, то будет “Rhythmical American Poetry, т. е «Ритмичная Американская Поэзия». Заметьте. Не музыка, а именно поэзия. В чем разница? В том, что упор делается на текст, на его содержание и на его смысл.
И лично я не видел, в каком либо другом музыкальном направлении, стихов лучше, чем у среднестатистического опытного рэппера. Может быть, конечно, я ошибаюсь, возможно, есть таланты, которые умеют хорошо писать стихи вне рэпа, но их скорее единицы, чем много.
Эта небольшая статья предназначена для тех, кто хочет, творить искусство, а не то, что творят та основная масса людей, которых крутят по МТВ и других телевизионных каналах. Для телевизора, правда, тоже есть свои исключения. Но кто хорошо делает, а кто плохо вы поймете сами, когда прочитаете статью. Читал вот недавно интервью Тимоти. На вопрос о сложности написания текста он ответил, что писать на русском сложнее, чем на английском из-за самого русского языка. Не знаю, как там он знает английский, что бы об этом судить, но это не важно, важно то, что он просто не представляет себе хорошо написанный текст на русском точно, судя по его трекам.
Хочу отметить, что есть некие споры насчет «рэпа на русском» (РНР) и «русским рэпом» (РР) Пожалуй, здесь есть различие, РР отличается в основном однообразием читки, но глубокими текстами с глубоким смыслом (если конечно пишет человек не начинающий, а уже опытный, ибо у начинающих обычно одно другое перечеркивает). Явные представители русского рэпа, например «Крэк». РНР же в свою очередь отличается разнообразием читки, но ограниченным кол-вом тем. В основном это: пафос(эгоцентризм, клуб, секс и т.д. и т.п.) и иногда любовь. Типичный представитель «рэпа на русском» например, Стим.
Если говорить о коммерции и о андеграунде, то в коммерции, скорее всего больше идет РНР чем РР. РР - в общем числе андеграунд. Какой стиль выбрать вам, решайте сами, хотя неплохо было бы совместить эти две вещи.
Перед тем как начать хотелось бы добавить, читать рэп, так же сложно как играть на гитаре, причем, чем дальше вы будете его познавать, тем сложнее вам будет его делать.
Книга будет идти по системе «от простого к сложному», начиная с фундамента, и к вышке.

Глава 1.
Текст.

Эту часть не мешало бы прочитать вообще всей нашей эстраде. В ней очень часто встречаются такие до боли банальные и предсказуемые рифмы, как День пень лень - тень, или кровь вновь любовь, они такие частые, что иногда удивляют даже меня. Куда их только не вставят. И наверно есть у каждого человека кто, когда-либо писал стихи.

Большинство стихов, которые будут приводиться - не серьезные, и написаны на ходу, для примера.

Часть 1.

Правило 1.

Кто сегодня к нам зайдет,
В лоб получит и уйдет.

Ну, люди, ну что это такое. Зайдет - придет, ходить сидеть говорить и т.д.
Первое правило не рифмуйте на глаголы. Это ужасно, ну прямо ухо режет, ту да же и глагольные формы типа причастий и деепричастий, хотя они уже более-менее созвучные.
Банальность рифмовки «гл.+гл.» заключается в том, что почти каждый глагол можно с другим срифмовать. Поэтому поводу, слушая разные песни подобного рода, знаешь уже, что дальше будет идти глагольная рифма, а еще хуже для песни, её предугадываешь.
Лично я бы порекомендовал поэкспериментировать с разными частями речи, например: «сущ.+гл.», «сущ.+сущ.», «прил.+гл.» и т.д.

«Сущ.+гл.»

Кто сегодня к нам зайдет,
Тот зелёный бегемот.

«Сущ.+Сущ»
В окно влетела бабочка,
Прибью-ка её тапочкой!

Правило 2.

Кто же седня, ёп ты бл*дь
Будет х*ем мне вставлять?

Запомните, мат не показатель словарного запаса. Применять его конечно можно, но только в редких случаях и только тогда, когда оно нужно. Даже в «диссах» больше приветствуется «выстёб» соперника, чем его «обсер» матными стишками. К тому же, как рифмы тоже достаточно банальные.

Правило 3.

Вот моя весёлая житуха (8 слогов)
Банка пива и зеленое ухо(9 слогов)

Чувствуете? Как-то не красиво звучит, а если немного подправить?

Вот моя весёлая житуха (8 слогов)
Банка пива и парнуха (8 слогов)

Надеюсь, смысл ясен. Стихи с одинаковым кол-вом слогов в рифмованных строчках, немного ровнее получаются (ну или примерно с одинаковым кол-вом слогов). Бывают, конечно, исключения, когда и с одинаковым кол-вом слогов звучит не ровно, но поэт должен, по крайней мере, чувствовать слог и слышать где ровно, а где нет. Конечно, правило спорное. С ростом техники и навыков, можно будет обходиться и без него, ведь мы все-таки рэп пишем, а не стихи, но на начальном этапе развития поможет.

Примечание: как показывает опыт, звуки букв Я(йа), Ю(йу), Ё(йо) и т.д., надо считать аж за два слога, почему я так и не понял.

Правило 4.

Мало вероятно
Мы играем в прятки
Коля ищет толю
Бегает по полю

А вот что здесь означает первая строчка, к чему она? Не знаете? А я скажу. Ни к чему. Это у нас поэтов называется «Рифма ради рифмы». Нехорошая вещь. Всегда, когда пишите стихи, следите за тем, что бы ни одна строчка не отходила от смысла того, что вы хотите сказать. Иначе получиться бред. В тексте должна быть связанная логическая цепочка.

Правило 5

Очень важное правило. Для начала возьмем каркас построение стандартных рифм (далее R)
Ямб Хорэй Кольцевая система
--------R1 --------R1 --------R1
--------R1 --------R2 --------R2
--------R2 --------R1 --------R2
--------R2 --------R2 --------R1

Квадраты от них нельзя избавляться, и обязательно писать в них, но не обязательно брать стандартные каркасы, вроде выше написанных. Я бы даже сказал что в рэпе, точно не нужно. Во-первых, можно попробовать держать одну рифму 4е строчки. Во-вторых, рифмы не обязательно должны быть в конце. Они могут быть где угодно, и чем их больше, тем обычно лучше.

--------R1 ---R1R1
--------R1 R1---R1
--------R1 R2---R2
--------R1 -------R2

Стандартный куплет обычно бывает 12 строчек, 16 строчек, 20 строчек. Стандарт строчки это половина такта размерности четыре четверти. На начальном уровне полезен метроном,
Советую купить в любом музыкальном магазине.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 14:05]
Часть 2.
Итак. Если вы уже научились писать стихи по пяти фундаментальным правилам, поздравляю, вы рифмуете уже на пункт выше Тимати ?. Можете с радостью теперь включить его треки и сами с гордостью сказать, на какой именно. Однако это еще не все.
В написании текста есть еще много всяких разных фишек.

Фишка 1.
Аллитерация (Рифмы на созвучия)

лиРа, варРьиРовала по МоеМу МиРу,
гДе паРы Достойны МунДиРа солДата
пРошли чеРез все пРегРаДы,
Даже если уДаРы сыпались гРаДом,
они До конца шли паРаДом,
или флирт с ДРугиМи, МаскаРаДы
…… … … … … … …… …… … …

(с) Duh_Drakona

Большие буквы – это часто повторяющиеся звуки, которые в свою очередь создают некую красивую звуковую картину. Это работает для согласных звуков. Здесь стихи строятся так же как в скороговорках.

Фишка 2.
Ассонанс (красиво выставленные гласные звуки)

МнОгие нОют, нО я пОнял давным-давнО,
чтО сО мнОю происхОдит
(с)Re-pac

Ударение идет на одну и ту же гласную, достаточно сложно такое написать, не правда ли?

Фишка 3.
Игра слов.

МНОгие НОЮт, НО Я понял давным-давно,
что со МНОЮ происходит
(с)Re-pac

Тот же пример, обычно сочетание слов похожих по звучанию на друг-друга, но разных по смыслу. Тоже достаточно сложная фишка с текстом.

Фишка 4.
Панчлайн (Ударная строка)

Ставьте стулья под люстры и затягивайте петли,
Вы попали конкретно, с вами Дух Дракона в бэтле
(с) Duh_Drakona
Обычно делается в последней строчке четверостишия на последний такт бита. Если это пафос, то звучит очень круто, если это стеб, то, как конец анекдота.
В любом тексте должен быть, и не один. Почему тогда, я отнес его к фишкам? Да потому что это не фундамент, но это очень важно, если уж серьезно рэпом занялся.

Фишки можно применять одновременно все и сразу, только сложновато будет для начинающего такое.

Часть 3.

Типы текстов.

Сторителлинг – в буквальном переводе «рассказ истории», так оно и должно быть только в стихах, достаточно сложно бывает соблюдать в этом жанре первое правило рифмовки, потому что он основан в первую очередь на действиях.

Реперзент – хочешь повыеживаться? Валяй, сколько угодно, фраза «Я тут самый крутой и еще в памперсах перечитал Тупака» будет уместна. Представляешь себя, в каком либо свете, мол «я такой и я сякой».

Лирика – можно поплакать о невеселой жизни и пофилософствовать о любви, а может даже признаться кому-нибудь в ней.

Дисс(Биф) – проще говоря обсёр, сосед по парте на тебя сказал плохое слово? А ты в ответ написал целый трек опускающий его ниже плинтуса? Вот это называется дисс.

Стили, как и фишки можно смешивать. Например, дисс и сторителлинг, написать, как твоего недруга изнасиловал в новый год дед мороз в черном углу. ?

Глава 2.
Скилз.

Перейдем к практическим навыкам. Многие говорят: “Да что в этом рэпе, взять на минус текст зачитать, это же просто, так каждый может”. Увы, но на практике это не так.

Skills - в переводи с английского навыки. Это то, что Вы будете оттачивать с самого начала творчества и до конца.

Скилз 1.

Подача – это игра интонаций, Ваши эмоции которые вы вкладываете в текст, когда пишете. И когда читаете этот текст. Нужно в него вложиться, так что бы вам поверили.
Сочетание подачи и красивых слов очень сильно влияет на настроение слушателя.

Подачу можно отработать, экспериментируя с голосом и интонациями.

Скилз 2.

Техника (читка) – Этот параметр определяет ваша дикция и скорость произношения слов.

Дикцию точить можно всем известным способом. Скороговорки. Можно еще и камней в рот напихать. Будет конечно очень сложно, но возможно.

Скорость произношения слов отрабатывать нужно обязательно вместе с дикцией, иначе вместо слов будет слышен один неразборчивый бубнеж. Отрабатывать скорость можно уже на готовых треках людей которые уже читают достаточно быстро, например Drago.
Переписать текст какого-нибудь трека на бумажку или на блокнотик и пытаться успеть за ним. Конечно, с первого раза не получиться. Но долго отрабатывая технику можно добиться скорости Drago, но не забывайте, что даже добившись её и может даже его перегнав, то это не значит что вы читаете лучше. Нужно сделать так, что бы каждое ваше слово было понятно и хорошо выговорено.

Скилз 3.

Флоу – Самый сложный скил. Это умение ломать бит, при этом попадая в него. Это такая волна, которая может ускоряться, но при этом всегда должна оставаться в одной размерности. Тем, у кого есть музыкальное образование тому легче понять будет. Именно флоу делает «кач». Многие начинающие рэпперы всегда читают достаточно нудно из-за отсутствия выработанного флоу.
У них всегда в читке идет один и тот же ритм. Что есть не правильно. Если менять ритм в тактах, но оставлять размерность получится интересный красивый качовый трек. Это определенная игра с битом..
Что бы отработать флоу надобно время. Отработанный флоу есть только у людей, которые уже имеют писать рэп, нужно писать текста, так что бы можно было прочитать под бит, так что бы это еще было интересно.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 14:11]
В данной статье расскажу какие самые распростаренные темы у рэперов. Для кого-то это будет не новостью, но все же, судя по актуальности данного вопроса я решила все таки ее написать.

Исторически так сложилось что темы в рэпе были на 90% писсимистического характера. Это обусловлено недовольством афроамериканцев на свою жизнь. Что и воплощали в свой поэзии. Мы живем в России, поэтому темы немного другие.

Итак, вот небольшой список тем:

Я — Дартаньян, а кругом одни п*дорасы.
Да весьма актуальная тема, в виду популярности батловых треков. Как ты знаеш батл для того и батл чтобы стебать аппонента. Так же этим приемом пользуются и по другой причине - постебать какую-нибудь знаменитую личность: так сказать и о себе рассказать (или напомнить) и над другими постебаться. Сторонником данной темы является St1m, творчество которого построено на этой теме.

Ганста, или просто наркота.
Пришло к нам из-за бугра. Тема наркотиков всегда актуальна, так как есть как поклонники таких развлечений, так и ярые противники. Сюда так же можно добавить еще бухло и ненависть к людям в сером. Почти у каждого русского рэпера есть песня по этой теме, но особо увлекается этим «Красное дерево».

Тоска.
Да, лирика есть у каждого исполнителя. Хотя лирика может пересекаться с другими темами все равно ее отнес в другую тему.

Клуб, телки.
Своеобразная тема, которая включает в себяпервую тему — так же я лучше всех. Но есть отличие: для клубов ты супер мачо, а для первой — ты супер рэпер. Ярым представителем данной темы является Тимати и все кого часто показывают по телеку (видимо про наркотики показывать не хотят

Про свой район, город, друзей.
Так же весьма часто встречаемая тема. На нее написано дохрена песен и будет написано еще больше. Стоит только отметить, если собираешься писать такой трек, не забудь что он должен быть не только интересен тебе и твоим друзьям про которых пишешь, но и другим людям.
паввлик[142] (Off)
[11.08.13, 14:15]
РИФМЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
1. Квадраты :

Квадратные рифмы рифмы на одно окончание, что то вроде (я рад ты гад, мы в лес там бес), и все в этом роде. При этом падеж может быть разный, но квадраты должны быть одной частью речи.

квадратные рифмы самые простые и люди шарящие в репе стараются их избегать ибо: во-первых ими пользуется много реперов и это не выделяет вас из серой массы, во-вторых рифма слишком проста и её легко угадать, а такие тексты как правило не вызывают интереса у слушателя. Однако, если вы делаете мощный кач с офигительным припевом, а соответственно трек идет для подрастающего поколения и школьников, то можно рифмануть квадратами и не париться особо над глубоким смыслом, ибо в этом возрасте обычно народу лиж бы качало, а че там у них качает обычно никто даже не задумывается
2. Глаголы :

Всем известно(ну я надеюсь), что “глагол часть речи, которая отвечает на вопросы: “что делать?, “что сделать?, “что делал?. Пример: Купить Посадить, Приходил и Тупил, и все в этом роде. Глагол можно было бы отнести и к квадратам, ведь как вы заметили наверное, глаголы тоже рифмуются на окончания, но не так все просто! Глагол еще проще квадратной рифмы, однако глаголы в разбиениях(далее будет поясняться, что такое разбиения и с чем это кушают) звучат намного лучше чем квадраты, тут уже зависит от того в какой форме вы подадите слушателю свой текст в треке, можно грубо говоря так замаскировать глагол, что слушателю покажется, что это офигительно красивая и необычная рифма, хотя проще них нету ничего.
3. Созвучия:
Вот тут уже рифмовка посолиднее.
Созвучия это просто слова которые в совокупности очень не плохо звучат, но хотелось бы отметить, что лучше делать созвучия на ударные гласные, ибо, если ваши созвучия просто погожи гласными в начале, середине или конце слова, то обычно получается не рифма, а только её подобие, но кстати многие тащатся именно от таких созвучий))

Примеры:

Созвучия просто на гласные: Плоская Доска, Пчелы ученые и тд и тп.

Созвучия на ударные гласные уже звучат симпатичнее :

В Мире Кумиров, в этих садах бродит садам, ну и все в этом духе
4. Разбиения:
Разбиения это когда вы берете слово и разбиваете его на два,три,четыре слога, кому как удобно и подбираете пару слов с такими же слогами. Вот данное разбиение я использовал недавно в одном из своих текстов: Вера Жизнь Веражи, или к примеру можно сделать квадратное разбиение Сто Полей С Тополей, но на самом деле квадратное разбиение не очень хорошо, ибо тоже довольно просто.
Пример разбиения с глаголом тоже довольно не сложно, но к примеру такое разбиение с глаголом звучит очень не плохо: На века Намекал.
5.Трехмерные Рифмы:

Трехмерные рифмы или как сейчас их принято называть “Игра Слов пик мастерства, это когда в тексте практически нету: ни квадратов, ни глаголов. И в добавок ко всему в такой рифмовке рифмуется практически каждое слово текста. Для того, что бы писать такие тексты нужно быть уже реально мастером рифмовки.

К сожалению пример привести не могу, но если в голову что-нибудь придет-, обязательно напишу В общем основная суть в игре слов:
Больше разбиений и созвучий, текст как можно плотнее.
Последние ответы